В параллели 11 класса проходят тренинги, целью которых является психологическая подготовка к сдаче ГИА, что является одной из составляющих работы школьного психолога. Смысл данного вида работы является создание условий для набора высоких баллов ЕГЭ у обучающихся. Несомненно, психологическая готовность ребенка к прохождению ГИА и его общая психологическая устойчивость, важнейшие компоненты для достижения максимально высокого результата.
Чтобы подобрать средства для достижения цели, нужно разобраться с условиями задачи. Для большинства обучающихся ГИА представляет собой новую и волнующую ситуацию. В силу небольшого жизненного опыта обучающиеся видят в ГИА единственную и конечную точку, которая дает или не дает пропуск в будущую жизнь. Как правило, ЕГЭ, обучающийся сдает один раз в жизни, поэтому процессуальная часть, изначально, практически незнакома. Этот факт неизвестности тоже может спровоцировать дополнительное волнение.
Выработка стратегии в психологической подготовке к сдаче ГИА зависит от внутренних ресурсов самого обучающегося и от его индивидуальных особенностей. Для понимания вышеперечисленных условий, мы используем психологические диагностики по определению общего и предэкзаменационного эмоционального состояния у обучающихся, на выявление их уровня ознакомления с процедурой ГИА.
Сами тренинги строятся на четырех ступенях. Первая ступень: ознакомление с процедурой сдачи ГИА. Вторя ступень: стабилизация и повышение эмоционального фона, снятие внутреннего напряжения, снижение уровня тревожности, построение позитивной перспективы будущего. Третья ступень: выработка ресурсного состояния для прохождения ГИА. Четвертая ступень: отработка практических приемов и быстрых техник для снижения ситуативной тревожности, связанной с прохождением ГИА.
На первой ступени происходит ознакомление обучающихся с процедурой ГИА. Это проходит в формате круглого стола и игрового тренинга. На эти встречи приглашаются студенты педагогических ВУЗов они рассказывают о своем опыте прохождения ГИА, делятся своими впечатлениями. Обучающиеся задают свои вопросы, обсуждают переживания. Также, на этой ступени участвуют педагоги, работающие на ЕГЭ. Они разъясняют обучающимся технические детали исходя из своего функционала. Затем, будущие выпускники проигрывают прохождение ГИА в разных ролях.
Вторая ступень включает в себя построение позитивных ассоциаций, положительного эмоционального фона связанных с ГИА и программирование позитивной перспективы будущего. Сюда входят, различные групповые упражнения, состоящие из арт-терапии, методов свободной ассоциации, телесно-ориентированных техник. Обучающиеся, вырабатывают установку успешной сдачи ГИА.
Третья ступень состоит из изучения понятия ресурсного состояния. Проходит в формате круглого стола и проблемно-ориентированного обучения. Обучающимся рассказывают о концепции «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Знакомят с положительными особенностями того или иного состояния. Обучающиеся пробуют владение техниками выходов из одного состояния в другое в зависимости от цели и актуальной позиции. Также в эту ступень входят элементы аутотренинга, направленные на самоконтроль за физическим состоянием, внутреннюю самоподдержку и закрепление установки о успешном прохождении ГИА.
На четвертой ступени, обучающимся предлагаются выработать умения по краткосрочным практическим техникам. Обучающиеся разбирают упражнения, выполняют их с психологом. Затем, получают раздаточный материал и домашнее задание – практиковать данные упражнения в различных бытовых ситуациях.
По итогам работы, обучающимся сообщают, что при необходимости, они всегда могут получить персональную консультацию психолога и телефон горячей линии.
Психолог-педагог Швырева Екатерина Николаевна