Психологический комфорт в школе 02.12.2022

Психологический комфорт в школе – это состояние, при котором мы чувствуем свою психологическую безопасность, это когда мы можем сохранять индивидуальность и гармонично взаимодействовать с окружающими, когда наши внутренние мотивы могут реализовываться во внешней среде, идут в согласии с обществом. Это состояние не всегда легко сохранять в таком большом социальном институте как школа.

Почему школу можно назвать социальным институтом? Школа - это система, где есть своя цель – образование, и соответствующие правила, соблюдая которые можно достичь поставленных задач: проведение уроков учителями, выполнение заданий, усвоение знаний, соблюдение дисциплины. Дети играют социальную роль обучающихся, а взрослые – учителей. Позиция учителя - это позиция ведущего, который условно находится сверху, а позиция ученика – ведомого, который условно находится снизу. Оба участника находятся во взаимосвязи друг с другом, где работа одного зависит от работоспособности другого. Следовательно, кто важнее в этом симбиозе, ответить сложно.

Почему психологический комфорт в школе весомая часть образовательного процесса? В состоянии безопасности любой человек лучше воспринимает, запоминает, перерабатывает и воспроизводит информацию, именно в состоянии спокойствия человек эффективнее взаимодействует с другими людьми, потому что когда наши внутренние мотивы идут в одном направлении с целью социума (школы), то самооценка и настроение повышаются, так как есть возможность самоутверждения и реализации своих побуждений.

Что может негативно влиять на психологический комфорт в школе? Прежде всего это неудовлетворительное физическое самочувствие, болезнь, плохой сон, чувство голода или, наоборот, переедание, некомфортная одежда или обувь. Если физическое состояние неблагополучно, когнитивные (умственные, интеллектуальные) функции ощутимо снижаются. Важную роль в психологическом комфорте в школе играет осознанность ценности образования: получение и усвоение знаний обучающимся или передачи знаний учителем. Ценностные ориентации формируются преимущественно до 10 лет. Ценностные ориентации – это понятия, что такое хорошо и что такое плохо. Если образование не осознается как ценность, то соблюдать школьные правила будет сложно, потому что не будет понятно для чего. В эту же систему можно включить, насколько человек усвоил понятие «надо» или «нужно». Формируется данное осознание, как правило, к 7-8 годам жизни. Если понятие «нужно» или «надо» сформировано недостаточно хорошо, выполнение правил будет осложненно эмоциональными реакциями, которые достаточно энергозатратны, что приведет к быстрой утомляемости и снижению работоспособности. Немаловажно отметить внешние факторы – резкий или тусклый свет, холодное или жаркое помещение, неудобные канцелярские принадлежности (иногда даже цвет или жесткость листов бумаги тетради может сыграть роль), мебель, подобранная не по антропометрическим параметрам (например, высокий стул для высокого ребенка), яркие цвета, большое количество предметов на письменном столе, окружающий шум. Всё вышеперечисленное может негативно повлиять на психологический комфорт, который зависит от индивидуально-типологических особенностей личности: сниженного уровня самооценки, понимания и принятия себя, излишней эмоциональности (или сниженный уровень эмоциональности, так называемые импульсивность, выразительность или эмоциональная черствость), чрезмерной общительности или замкнутости. Все это в той или иной мере может влиять на психологический комфорт в школе. Немаловажную роль играет поведенческий компонент: усвоение правил поведения как в школе, так и в обществе, осознание их необходимости. Если уровень необходимых правил не усвоен, то человек не сможет чувствовать себя психологически комфортно в школе, так как в школе правил много, они регламентированы и требуют исполнения. Если же у человека нет навыка выполнения правил поведения в школе, однако он осознает их важность, то потребуется некоторое время, чтобы он научился правильно поступать в той или иной ситуации.

Что делать, чтобы чувствовать себя психологически комфортно в школе?

Рекомендации могут быть следующими:

1. Находиться в хорошем физическом самочувствии. Быть в меру сытым, обутым и одетым в удобную одежду и обувь. Быть выспавшимся.

2. Осознать, что образование очень важно. Ничто так не ценно, как время и информация. Кто владеет информацией - правит миром. Вместе с тем, школьный аттестат, дает возможность перейти на следующий этап получения высшего или средне-специального образования, что позволит расширить поиск работы в дальнейшем для содержания себя и своей будущей семьи. Воспринимать задания, распоряжения необходимо как часть рабочего процесса. Стремиться выполнять поручения, не тратя время на эмоциональные переживания. Когда очень сложно, задайте вопросы: «Кто я сейчас? Что я сейчас делаю? Зачем я это делаю сейчас? Какой результат это принесет мне сейчас и через некоторое время?»

3. Сделать целесообразным рабочее место. Гаджеты, если они не нужны для работы, уберите с поля зрения. Подберите приятные ручки, тетради и другую канцелярию. Температура и освещение помещения должны быть приемлемыми.

4. Необходимо научиться понимать себя. Разобраться, какие качества есть в тебе. Хвалить себя. Принять, что плохих и хороших людей нет. Любые чувства имеют место быть. Научиться помогать самому себе справляться с плохим настроением, с переживаниями, с негативными мыслями. Если сделать это сложно, потому что это действительно сложная работа, обратиться к специалисту – психологу.

5. Усвоить, что правила нужны во благо, а не для «ущемления» кого-либо. Правила необходимы, для функционирования общества в целом, а не для того чтобы кого-то персонально обидеть. Нужно выучить алгоритм, как поступать в той или иной ситуации.

6. Выстраивать отношения в других социальных группах (семья, друзья, знакомые в спортивном клубе или в театральном кружке). Чем больше социальных кругов, тем больше у человека внешних ресурсов, тем легче ему играть ту или иную роль в школе - обучающегося или учителя.

Педагог-психолог Швырева Екатерина Николаевна